Культура бельгииБельгия считается страной с давними культурными традициями, да вот беда: нация по своей молодости еще не успела сделать на этом поприще заметных шагов, которые бы снискали бельгийскому (не фла­мандскому или валлонскому, а именно бельгийско­му) искусству известность и признание во всем мире.
Впрочем, сами бельгийцы не сильно расстраи­ваются из-за этого обстоятельства. Они, вполне довольствуясь тем, что смотрят по японским те­левизорам американские фильмы, водят француз­ские машины и читают переведенные с английского любовные романы, и не требуют для СЕоей культу­ры более заметного места на мировой сцене, чем то, которого эта культура заслуживает.

Декоративное искусство

Время от времени из-под кровли опрятных одно­этажных городских домиков, из благополучных сонных предместий или из затерянных в сельской глуши деревень появляется, нарушая привычный уклад, непревзойденный гений, и размеренная жизнь бельгийцев озаряется блеском вдохновения, великих исканий и находок.
Бельгия подарила миру художников-сюрреали­стов Рене Магритта и Поля Дельво. Если выбирать из этой пары, то живопись Поля Дельво — обнаженные фигуры женщин, полулежащих в лунном свете на трамвайных остановках, — больше соответствует бельгийскому духу.
В конце XIX века Бельгия стала одной из главных площадок развития авангардного искусства. Здесь проходили выставки Сезанна, в то время как дома его ругали и обзывали сумасшедшим. Здесь же тво­рили художники-символисты Жан Дельвиль, Леон Фредерик, Фердинанд Кнопф и Леон Спилиаерт, которые создали немало загадочных, эмоциональ­но насыщенных полотен, черпая вдохновение в мрачноватых бельгийских ландшафтах. Лет за двадцать до «пришествия» экспрессионизма Джеймс Энсор, родители которого были родом из Бельгии и Англии, писал маслом причудливые, неистовой си­лы картины с не менее странными названиями, на­пример, «Скелеты, спорящие из-за маринованной селедки».
Именно бельгиец, введя революционный по своей природе стиль «модерн», совершил перево­рот в архитектуре. В 1893 году Виктор Орта по­строил в Брюсселе первый в мире дом в стиле «модерн». Его мастерская и дом (ныне музей) — наглядные доказательства несравненного гения архитектора, все помыслы которого были заняты разработкой проектов прекрасных зданий обтека­емой формы. До Первой мировой войны все в Бель­гии были буквально помешаны на «модерне». Этому «безумию» в свое время отдали дань ряд маститых архитекторов, в том числе Анри ван де Вельде. Он основал в Веймаре школу искусств, позже полу­чившую название Баухаус. К сожалению, множество зданий в стиле «модерн», когда мода на него про­шла, было снесено, но кое-что сохранилось до сих пор. И нет, как говорится, худа без добра — у бель­гийцев появилось новое увлечение: теперь они рыскают по всей стране в поисках домов в стиле «модерн».
Под маской добропорядочного гражданина в каждом бельгийце скрывается экстравагантная натура, — и пусть они не расходуют понапрасну свой пыл, отрицая этот несомненный факт. Стоит взглянуть на установленные в общественных ме­стах памятники, свидетельство их склонности к причудливым, а порой и непристойным изобра­жениям, и все становится ясно. Да и чему тут удив­ляться, ведь визитной карточкой бельгийцев, и в частности брюссельцев, фактически стали «Атомиум» (диковинная стометровая железная модель молекулы, воздвигнутая ко Всемирной выставке 1958 года) и фонтан «Писающий мальчик» (неболь­шая бронзовая скульптура голого мальчика, пу­скающего струйку воды в чашу. Каждый день его переодевают в один из 500 прекрасно скроенных костюмов, преподнесенных в дар городу разными обществами и иностранными правительствами. Сшитый по особому заказу костюм не мешает маль­чику отправлять свои функции фонтана).
Бельгийцы никогда не поднимают шумихи по поводу своей культуры. Она есть, и этого с них до­вольно. Тот же, кто слишком кичится собой в искус­стве, вызывает у них подозрение. И они ни капельки не обмирают по своим «звездам». Магритт, один из немногих при жизни ставших легендой художни­ков, в своем стремлении не выделяться из толпы доходил до крайней эксцентричности. Он, как про­стой служащий, каждый день завтракал, надевал шляпу и пальто, вешал на руку зонт, целовал перед уходом жену, затем огибал свой квартал, возвра­щался домой, вешал обратно зонтик, шляпу и пальто, поднимался по лестнице в мастерскую, надевал ра­бочую блузу и начинал писать картины.

Написть комментарий

Указанный Вами е-майл будет скрыт. Обязательные поля помечены звёздочкой *